Правописание гласных О – Е после шипящей в разных частях слова. Задания для самостоятельной работы

14.02.2013 17:25

1. Объясните орфограммы

Мотор заглох. Шофёр свернул с шоссе, остановил машину. Шёл дождь, поэтому он накинул капюшон и разжёг костёр. Когда обогрелся, взял жёсткую щётку, очистил с мотора прилипшую грязь и увидел причину поломки. Вскоре он был в пути.

2. Вставьте пропущенные буквы

Плачет принцесса, одетая в ш..лк,
А глупый король не возьмёт никак в толк,
В чём слёз тех причина и что за беда.
И мечется бедный туда и сюда.
Придворные ш..потом держат совет,
Ведь явных причин для истерики нет.
Быть может, растрёпана ч..лка,
А может, ужалила пч..лка?
Принцесса на ухо шепнула врачу:
- Крыж..вника ж..лтого очень хочу.
Все в ш..ке и держат семейный совет –
Крыж..вника ж..лтого в городе нет.
В чащ..бу лесную гонец поскакал,
За речкой крыж..вник он вдруг увидал.
По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,
Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.
Принцесса, надев шерстяной капюш..н,
Гонца ожидая, взошла на балкон.
Из ч..рного леса примчался гонец,
Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.
Король восхищён, он без памяти рад.
На блюде гонцу он несёт ш..колад.
И в щ..чку принцесса целует его.
Король промолчал, не сказал ничего.

Правописание гласных О – Е после шипящей в суффиксе, окончании

1. Сформулируйте правило

Бережок – овражек
Старичок – кусочек
Речонка – реченька
Душонка - душенька

2. Вставьте буквы

Я нарисую март карандаш…м.
Прозрачным, призрачным пейзаж…м
Он ляжет на листок в альбом
Весенним светлым вернисаж…м?.

*Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

 

3. Вставьте буквы

 

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – з..рниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

 

4.

 

Ж…лтый карандаш, тонкая ч…рточка, прочная беч…вка, ж…сткий стул, бежать за саранч…й, зайти за багаж…м, мягкая ш…рстка, рисовать карандаш…м, тяж…лый ж…рнов, ровная ч…лка, горький ш…колад, совершить подж…г , ож…г палец, деш…вый ш…лк.

 

5. Вставить буквы, расставить знаки препинания. Выполнить разбор по составу подчёркнутых слов.

Карандаш..ом ч…рт нарисовал стол. Через мгновение сверхъестественная сила перенесла на него ж…сткие пряники ч…рствые корки коробку с сушёной саранч…й ш…колад и выренье из крыж…вника. Всё это ч…рт кинул в больш…й чан с водой, добавив в волшебный отвар муку и пш…нку. Помешивая варево,он начал бегать вокруг костра и наш…птывать пусть уч…ные и уч..ники забудут как пишется о-ё после шипящих

 

5.

 

Молодой дириж…р в ч…рной ш…лковой рубаш…нке перед концертом сидел на жё…стком диване и пил деш…вый ж…лудёвый кофе, любуясь своим отражением в самоваре. В это время на форточку сел любопытный галч…нок, посмотрел по сторонам и вдруг совершил неожиданный скач…к в сторону самовара.

—————

Назад