А.П.Платонов. Слово о писателе. "Неизвестный цветок": сказка-быль о «непохожих».

14.02.2013 17:28

Цели урока:

1. Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой.

2. Формирование нравственных понятий на примере сказки - были.

3. Развитие навыков анализа текста литературного произведения.

4. Воспитание активной жизненной позиции.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.
 

Оборудование: презентация; учебник под ред. Коровиной В.Я., тетрадь, эпиграф к уроку (на доске).
 

Методические приемы: слово учителя, словарная работа, работа над текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).

 

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.

Гораций

 

Жить - значит действовать.

А.Франс

Ход урока

Слово о писателе.

Посмотрите на тему урока: сказка-быль о «непохожих». Речь не только о сюжете произведения.  Непохожим ни на кого был сам писатель Андрей Платонович Платонов. Помните, на 1 Всероссийском съезде пролетарских писателей в анкете на вопрос: «Каким литературным направлениям вы сочувствуете?» - Платонов ответил: «Никаким, имею свое».

Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая.

Детство Платонова прошло на окраине Воронежа в семье рабочего железнодорожных мастерских Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.

Семья была многодетной и бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).

Отец был машинистом паровоза, часто брал сына к себе в качестве помощника. Именно тогда Платонов на всю жизнь полюбил труд, подчас суровый, тяжёлый, но необходимый для жизни, нужный людям.

За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Являясь по специальности мелиоратором, он занимался орошением земель, чисткой рек, электрификацией. В то же время Платонов много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести, публиковался в воронежских журналах и газетах. В 1927 году переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.

Платонов написал много произведений, но большинство из них не были тогда напечатаны и вышли целиком только в 80-е годы.

В 1943 году умер от туберкулеза сын Платонова, сам писатель тоже заболел.

В последние годы жизни Платонова не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте ему нашлось только место дворника. Признание пришло позже, после его смерти. А умер Платонов 5 января 1951 года, когда ему было чуть больше пятидесяти: война подорвала силы, был безнадёжно болен.
Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу.

Сказка-быль «Неизвестный цветок». История создания. Беседа.

В последние десятилетия своей жизни он создал много произведений о детях и для детей. В ноябре – декабре 1950 года из-под его пера появляется «Неизвестный цветок». Произведение своеобразно. Оно имеет подзаголовок – сказка-быль. Уже само название указывает на близость к реальности. Фантастический вымысел здесь сведён до минимума. Здесь всё жизненно. Как и в других произведениях Платонова, мы встречаемся здесь с высокими размышлениями о жизни, о силах, которые ею правят.

О ком это произведение?

На какие части можно разделить сказку?

1) «Жил на свете маленький цветок»

2) Встреча с Дашей

3) Новая жизнь пустыря

4) Год спустя

Почему описание пустыря и цветка занимает такое место?(половину текста)

Опишите место, где вырос цветок (1й абзац)

голый каменный пустырь

трава не росла

старые серые камни

мертвая глина

Итак, он родился и начал жить. Найдите ключевые фразы, характеризующие жизнь цветка на пустыре(4-6й абзацы)

трудился день и ночь

нуждался в жизни

превозмогал терпеньем свою боль

постоянно старался расти

не хотел жить печально

Какие слова в тексте помогают представить нам цветок живым? Как называется этот художественный приём?

Олицетворение

Конечно, он настолько ожил в нашем воображении, что обязательно должен заговорить, как в настоящей сказке. Вот только ему нужно немного подрасти.

Что помогает ему расти?

Он много трудится, умеет ждать и терпеть.

А ещё помогает умение радоваться малому. Найдите подтверждение этому в тексте.

«Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев».

И вот, случилось чудо: он «стал настоящим цветком». Давайте прочитаем описание (стр.34). С чем автор сравнивает цветок?

Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем

благоухание

 Откуда же взяться такой красоте?

Награда за его труды. Он сам создал себя.

Наш цветок хочет дарить радость другим дыханием своего аромата. Именно это благоухание приводит на пустырь Дашу.

Расскажите о ней.

«Даша никогда не видела такого цветка». Давайте пофантазируем, каким предстал перед Дашей цветок.

Маленький, беззащитный, робкий, очень тактичный.

Найдите диалог девочки и цветка. Здесь появляется важное слово - «непохожий». Как сам цветок объясняет это?

«Оттого, что мне трудно». (Чудо, сотворенное им самим)

Что общего у Даши и цветка?

Одиночество. «Меня никто не зовет»

Можно сказать, что и Даша непохожа на других? Как она относится к цветку?

Почувствовала благоухание, поцеловала, привела пионеров, удобрили землю, пришла проститься, помнила всю зиму, пришла проведать летом.

Даша, как и цветок, выбирает борьбу за жизнь. Она неравнодушна, умеет сочувствовать, сострадать, стремится сделать добро.

Что происходит с цветком в конце сказки?

Он умирает, но появляется другой цветок, еще прекраснее и сильнее, он растет в камне.

В конце сказки мы видим на месте пустыря цветущую полянку, где благоухают цветы, летают бабочки, поют птицы.  Благодаря чему она появилась?

Благодаря цветку, который умел трудиться и дарить плоды своего труда людям.

Благодаря Даше, умеющей делать добро. Никто бы не узнал о прекрасном цветке, если бы она прошла мимо.

Что, по мнению Платонова, делает мир лучше?

Труд, постоянная работа над собой, активность, стойкость, неравнодушие, сопричастность, любовь к жизни. Счастье человека в его руках.

Мы снова вернулись к Автору. Действительно, это еще один «непохожий». Он тоже присутствует в тексте. Как проявляется его отношение к героям?

 В слове проявляется любовь, сострадание.

Слова с уменьш.-ласк. суффиксами: пылинки, венчик, головка, волоски, корешок.

Эпитеты: утомленные листья, светящаяся головка, маленький цветок (10 раз).

Восхищение: как у звезды, как героем.

Особенность стиля – «сгущённость мысли в необычной форме».

Н-р: Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть.

Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и еще прекраснее.

Вывод. Почему Платонов выбрал этот сюжет?

Переклички с биографией. Завещание дочери, всему поколению. Поднимает философские, вечные вопросы: Как жить? Во имя чего? Что делает человека и мир вокруг лучше?

Произведение актуально и сейчас. Добро вечно. Заветы писателя тоже. Всегда есть и будут «непохожие», которые двигают человечество вперед.

Рефлексия. Какие мысли писателя близки вам? См. эпиграф.

Домашнее задание: нарисовать неизвестный цветок, придумать ему имя.

 

 

 

—————

Назад