
О рифме и строфе. Материал к уроку
15.01.2013 22:28О рифме и строфе
Цели: познакомить учащихся с понятиями рифмы и строфы; учить различать парную, перекрестную и кольцевую рифмы; развивать навык анализа стихотворения; воспитывать любовь к родной природе через работу с поэтическим текстом.
I. Оргмомент.
II. Постановка учебной задачи.
Поставьте цели, исходя из темы сегодняшнего урока.
III. Актуализация знаний.
– Давайте вспомним, чем стихотворная речь отличается от прозаической? (Стихотворная речь ритмичная, напевная, рифмованная.)
– Что такое ритм? (Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихе это ударный и безударный слоги.)
– Как создается рифма? (Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.)
– Придумайте сами или подберите примеры рифмованных строк.
IV. Работа по теме
1. Знакомство с понятием рифмы и ее видами.
Рифма – созвучия в конце стихотворных строк.
Рифма бывает перекрестная, парная и кольцевая.
Образец перекрестной рифмы:
Черемухи ветки душистые гнут,
Все дикие яблони в цвете;
Их запах вдыхаючи, мыслит Канут:
«Жить любо на Божием свете!» (А.К. Толстой)
Схема: а б а б
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало... (А.А. Фет)
Вот роса невидимо упала,
И восток готовится пылать;
Зелень вся как будто бы привстала
Поглядеть, как будет ночь бежать.
(К. Случевский)
Образец парной рифмы:
Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королем, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.
(Ф. Шиллер)
Схема: а а б б
Образец кольцевой рифмы:
Бывали ль вы в стране чудес,
Где, жертвой грозного веленья,
В глуши земного заточенья
Живет изгнанница небес?
(Д.В. Давыдов)
Природа-мать! К тебе иду
С своей глубокою тоскою;
К тебе усталой головою
На лоно с плачем припаду. (А.Плещеев)
Схема: а б б а
2. Мужские, женские и другие рифмы.
Мужские – с ударением на последнем слоге (окно' – давно').
Женские рифмы – с ударение на втором от конца строки слоге (да'ром – пожа'ром).
Дактилические – с ударением на третьем от конца строки слоге (расстила'ется – разлива'ется).
Гипердактилические – с ударением на четвертом и последующих от конца слогах (свешивающиеся – смешивающиеся).
Найдите в текстах примеры мужских, женских, дактилических рифм.
3. Определяем значение рифмы.
Перечитайте четвертую строфу в балладе «Перчатка» и определите тип ее рифмовки. Помогают ли рифмы передать кульминацию событий.
4. Знакомство с понятием строфы.
Строфа – группа стихотворных строк, объединенных содержанием и связанных между собой определенной рифмой, ритмом, интонацией.
V. Домашнее задание
– Проанализируйте стихотворение с точки зрения рифмы и строфики.
Теги:
—————