Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

15.01.2013 22:26

Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Класс: 6

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • познакомить учеников с личностью поэта, его произведением "Листок";
  • развивать умение анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства;
  • формировать навык выразительного чтения стихотворения;
  • воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, живописи.

Задачи:

Знать/понимать:

1.Какова главная идея стихотворения.

2.Выявить авторскую позицию.

3.В чем состоит нравственная ценность стихотворения.

4.Какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.

Уметь:

1.Находить способы создания образов и картин.

2.Находить способы выражения авторской позиции.

3.Определять и выражать собственную позицию в оценке героев и событий произведения.

 

Оборудование урока:

ПрезентацияЛермонтов. Листок.ppt (1,5 MB)

Аудиозапись стихотворения

Учебник под ред. А.Г.Кутузова

Рабочая тетрадь по литературе

Методические приёмы: беседа с элементами индивидуальной исследовательской творческой деятельности учащихся, устное словесное рисование, выразительное чтение, анализ стихотворения.

Термины: лирический герой, лирический сюжет, символ, тема, идея, образ, эпитет, антитеза, композиция.

Ход урока

1. Организационный момент. 1 мин.

 

2. Объявление темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим о жизни М.Ю.Лермонтова и познакомимся с его стихотворением «Листок». Нам предстоит выявить главную идею стихотворения, авторскую позицию. Понять в чем состоит нравственная ценность стихотворения, какими художественными приемами автор создаёт образы и картины.

 

3. Знакомство с биографией поэта. 10 мин.

М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Слайд Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Слайд Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Слайд Лермонтов-отец не в состоянии был воспитывать сына, как этого хотелось аристократической родне, — и Арсеньева, имея возможность тратить на внука «по четыре тысячи в год на обучение разным языкам», взяла его к себе с уговором воспитывать его до 16 лет и во всем советоваться с отцом. Последнее условие не выполнялось; даже свидания отца с сыном встречали непреодолимые препятствия со стороны Арсеньевой. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке. Имея в Тарханах прекрасную библиотеку, Лермонтов, пристрастившийся к чтению, прекрасно изучил европейскую культуру в целом и литературу в частности.

Слайд В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование.

1 сентября 1828 Лермонтова зачисляют в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание.

Осенью 1830 поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В 1830 - 31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет.

4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.

Известие о гибели А.Пушкина в 1837 году потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение "Смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах" и отправлен на Кавказ в свою первую ссылку. Благодаря хлопотам бабушки она длится недолго.

В марте 1840 за дуэль Лермонтов был переведен в пехотный полк и снова отправлен в действующую армию на Кавказ. Участвует в военных действиях, "исполняя возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием ".

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, приезжает в Петербург, надеясь получить отставку и остаться в столице. Но и в этом ему будет отказано, как и в награде за смелые действия в боях на Кавказе. Более того, ему будет предписано в течение 48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказе. В Пятигорске он встречает своих старых приятелей, в числе которых и его товарищ по Школе юнкеров, Николай Мартынов. На одном из вечеров в доме Верзилиных, где собиралась молодежь, оскорбленный очередной язвительной шуткой Лермонтова, Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15 июля 1841. "Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский. Поэт был убит.

Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Слайд Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

Вопросы ученикам.

- Что нового вы узнали о Лермонтове, что вас удивило и заинтересовало в его биографии?

- Какими талантами одарила его природа? Как они проявились в его творчестве?

-Что, на ваш взгляд, сыграло огромную роль в жизни поэта?

4. Переходим ко второй части нашего урока. 15 мин.

Слайд Стихотворение "Листок" написано в мае-июне 1841года. При жизни поэта не печаталось, впервые опубликовано после смерти в 1843 году.

Прослушивание стихотворения в исполнении М.Казакова. 2 мин.

Лермонтов М.Ю. - Листок (М.Козаков).mp3 (2 MB)

 

Листок

 

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря,

 

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы,

 

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

 

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

 

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —

Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

 

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

1841

 

Выявление первичного восприятия стихотворения.

- Если бы вы были художниками, то как изобразили это стихотворение?

- Каким настроением проникнуто это стихотворение?

(чувствуется и грусть, печаль, неприкаянность, неопределённость, и надежда; похоже на грустную песню)

Рассмотрим, чем определяется напевность его интонации: - исследуем звуковой состав 1 строфы, какие гласные звуки преобладают в тексте?

(Благодаря приему ассонанса - повтору гласных О А,-- мы погружаемся в грустный, напевно-мелодичный мир) «Засох и увял он от холода, зноя и горя»

 

Изучающее чтение.

Я предлагаю вам побыть исследователями творчества М.Ю.Лермонтова и проанализировать это стихотворение.

 

-Назовите ключевые образы стихотворения.

(Листок, чинара). Таблица.

Используя глаголы из текста, расскажите историю листка, его биографию.(Запись)

История листка: "оторвался", "укатился", "засох", "увял", "докатился", "прижался", "молит" .

Какие мотивы прослеживаются в "биографии" листка?

(Потеря семьи, одиночества, страдания, горя, печали, нет цели)

Как называют тех, кто много странствует, постоянно находится в пути? (Странник). Найдите в тексте строчку с этим словом и запишите.

(«И странник прижался у корня чинары высокой.

Иди себе дальше, о странник, тебя я не знаю!»)

 

- Какое место уделено в рассказе о листке его встрече с Чинарой? Что такое чинара? Слайд

Какой ее изображает поэт? Какие средства выразительности использует?

Эпитеты (Занесем это в таблицу)

Какие детали особенно важны для характеристики мира, в котором она существует?

(Молодая, ветви зеленые, изумрудные листья, высокая, солнцем любима, морем, ветром , райскими птицами )

-Каковы миры чинары и листка?

(Листок переживает враждебность окружающего мира: он засох от зноя, увял от холода. Но те же самые стихии живут в согласии с чинарой.)

Какой прием использует поэт, сравнивая два образа? Слайд

Противопоставление (антитезу)

 

Листок- холод, а чинара - тепло;

"отчизна суровая"и "Чёрное море"

Он - засох, она- свежа;

Он пылен, она чиста;

Он странник, она нигде не была, ничего не видела

Он одинок, она любима

-Почему чинара не принимает листок в свой мир?

(Она не хочет нарушить свой покой, своё благополучие. Она самодовольна и самовлюбленна, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь и выходит за грани её собственного мира. Последнее слово остается за ней , и это усиливает впечатление безысходности судьбы листка.)

- Какое ощущение у вас оставляют последние слова стихотворения?

( Ощущение недосказанности)

-А что дальше может случиться с листком, обреченным на скитание?

( Дальше – море. Оно сулит гибель.)

 

«Листок оторвался от ветки родимой». Какое значение приобретает слово «родимый» в стихотворении? (Свой, родной)

Почему листок оторвался от ветки? Выпишите из текста строчки, позволяющие ответить на этот вопрос. («До срока созрел я и вырос в отчизне суровой».) Объясните значение слова «суровый».

(перен. Неблагоприятный для жизни, существования.)

 

-Может ли человек жить оторвано от своей Родины? А в силу каких причин он может оказаться один? Когда такое может случиться?

О чём это стихотворение? Или о ком? (Об одиночестве листка, его страданиях. Он ищет родственную душу, но так и не находит). Конечно, это стихотворение рассказывает не только о несчастной судьбе листка , но и о человеке - гордом, одиноком, несчастном ,о таком человеке, каким был и сам поэт.

Что общего в судьбе Лермонтова и листка?

Стихотворение написано весной 1841 года, когда Лермонтов возвращался из Петербурга на Кавказ.

Образ листка, гонимого бурей, в русской и в европейской литературе конца 18-го и 1-й половины 19 столетия был широко распространенным символом изгнанника. В движении листка на юг выявляется автобиографический момент изгнанничества.

Листок, выросший в «суровой отчизне» и гонимый «жестокой бурей» - символ трагического одиночества человека в мире. Под этим символом скрывается прошедший через многие испытания, умудренный жизнью, никем не понятый одинокий лирический герой. Он просит героиню принять его таким, какой он есть, хочет вызвать сострадание.

Одиночество лермонтовского героя связано с оторванностью его от своих корней в прямом и переносном смысле.

 

Для чего Лермонтов создал этот образ? Какова художественная идея этого стихотворения?

(Это стихотворение-размышление о судьбе человека одинокого, неуспокоенного, вечно ищущего чего-то, не имеющего надежды на счастье, страдающего.)

Слайд Закончите в тетрадях предложение "Одиночество - это:::: Что у вас получилось?

 

VII. Рефлексия:

Какие у нас были задачи?

Что вас удивило, обрадовало, огорчило?

 

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание. Слайд

Выразительное чтение стихотворения «Листок».

Иллюстрации к произведению (по желанию).

Как тема одиночества выражена Лермонтовым в стихотворениях «Утёс», «На севере диком»? (устный ответ с опорой на текст)

—————

Назад